Элитные ювелирные украшения чаще всего делаются из золота. Выбор объясняется не только высокой стоимостью и красотой этого металла, но и легкостью, с которой золото поддается обработке, возможностью создать с его помощью буквально воздушные конструкции, и его свойством сохранять свою ценность неизменной в любом виде. Ну а вложенный в изделие труд и талант художника, дизайнера, ювелира только многократно увеличивает стоимость изделия. Любой читатель в состоянии назвать множество фактов, подтверждающих, что мастерски изготовленное ювелирное украшение – настоящее произведение искусства.
История изготовления украшений из драгоценных металлов и камней насчитывает тысячи лет. И по большому счету, технология их производства изменилась мало.
Так вот почему ювелирные украшения стоят так дорого!
Не отличаясь от всякого другого творческого процесса, ювелирное дело требует максимальной оригинальности, то есть процесс начинается с рождения замысла. Безусловно, широта замысла не безгранична, он должен хотя бы соответствовать законам физики, но многие шедевры в данной отрасли вызывают не просто восхищение, но и удивление – как такое вообще возможно?
После хотя бы схематического воплощения замысла в эскизе следует изготовление модели будущего изделия. Вот тут вступают в действие технологии информационной эпохи. Если в прошлом мастер изготавливал модель из дерева или гипса, то сегодня она, во-первых, рисуется на компьютере в формате 3D, во-вторых, выращивается из пластика на 3D принтере. Процесс этот очень длительный, потому что следует соблюдать максимальную точность – до сотых долей миллиметра.
По пластиковой модели изготавливается гипсовая форма, то есть ювелиры нашего времени возвращаются на путь, который до них много раз проходили предшественники. Отливка формы тоже дело небыстрое, гипсу надо равномерно высохнуть. В высохшую форму заливают особый сплав, полученную заготовку вручную избавляют от недостатков, на ее основе делают резиновую эластичную форму. «Резинка» служит для создания восковой копии, по восковой копии снова изготавливается гипсовая форма, теперь уже «чистовая». Вот эта форма и необходима для литья золотой заготовки будущего украшения.
Заготовка опять обрабатывается вручную, в ней закрепляются драгоценные камни, далее следуют полировка и чистка, а дальше остаются формальности, хотя и чрезвычайно важные – проверка качества, нанесение клейма изготовителя, пробирование и навешивание этикетки, причем обязательно на белой нитке. Проба ювелирного изделия из золота обозначается тремя цифрами, и чем цифра выше, тем больше драгоценного металла в общем весе. Так, самая высокая, 999-я проба означает, что именно столько долей золота содержится в их тысяче. Кстати, качество высокохудожественных изделий, на которые затруднительно поставить клеймо с пробой, разрешается подтверждать пробированием на специально привешиваемой пломбе. Государственное клеймо гарантирует законность происхождения золота и подтверждает уровень качества украшения.