За время активного мореплавания, то есть примерно два тысячелетия, множество кораблей нашли свой последний причал в глубинах морей и океанов. Примерно пятьсот кораблей каждый год не добирались до места назначения. Очень многие из них унесли с собой не только членов экипажа, но и груз, порой весьма ценный.
Большая часть достоверных сведений и мифов о подводных сокровищах связана с историями об испанских конвоях и пиратских экспедициях. Испанские корабли, которые везли золото из Мексики и Перу в метрополию, усеяли дно Карибского моря, погибнув в абордажных схватках, штормах и ураганах.
Большим количеством легенд обросли сокровища пиратских капитанов. Некоторые из легенд оказались правдой. Пиратский капитан XVII Сюркуф, носивший почетное прозвище «Гроза морей», любил говорить, что свое богатство он всегда носит с собой, хотя на его корабле не было найдено ни одной монеты. Сюркуф был повешен, не выдав своих сокровищ. Современный французский исследователь Лаудок нашел корабль Сюркуфа на кладбище кораблей острова Барбадос, и обнаружил, что якорь корабля, весящий 470 килограммов, состоит из сплава золота и серебра.
Что касается сокровищ, спрятанных пиратами на бесчисленных островах, то они вряд ли когда-то будут найдены. А вот некоторые из погибших кораблей отдали свои богатства ныне живущим.
Есть повод для осторожного оптимизма
Американский искатель подводных сокровищ Мел Фишер прославился тем, что отыскал в 1985 г. место гибели испанского галеона «Аточа», который пошел на дно в 1622 г. во время шторма у берегов Флориды. Со дна моря были подняты свыше 150 золотых и 1000 серебряных слитков, некоторые весом до 40 килограммов, а также золотые кольца, цепочки, кулоны и другие ювелирные изделия, на общую сумму около 700 миллионов долларов. Правда, работы продолжались 14 лет, и за это время в море погибли сын и невестка Фишера, и еще один из участников экспедиции.
Другой охотник за сокровищами, Барри Клиффорд, нашел в 1984 г. пиратскую галеру «Уайда», лежавшую на дне с 1717 г. одного золотого песка на галере было 4,5 тонны.
В 1961 г. шведские дайверы изучили затонувший в 1747 г. у финских берегов галиот «Святой Михаил», в свое время ходивший под российским флагом. С корабля было поднято несколько дорогих коллекций - золотые табакерки, золотые и серебряные часы, золотые фигурные накладки на мебель, много предметов посуды из мейсенского фарфора.
Широко известна проведенная в 1981 г. операция по подъему сокровищ с английского крейсера «Эдинбург», затопленного в 1942 г. На корабле находилось 5,5 тонн золота в слитках (465 штук). Не удалось достать только 5 слитков, бесследно исчезнувших в груде искореженного металла. Сейчас один из слитков с «Эдинбурга» размещен в Алмазном фонде Московского Кремля.
На их месте может оказаться любой
Далеко не всем и не всегда везет. Не так давно у побережья Флориды группа аквалангистов обнаружила солидных размеров ящик, оббитый железом, на котором была надпись «Сан-Фернандо». Именно так назывался один из затонувших здесь когда-то испанских кораблей, перевозивший золото в Испанию. Счастливые обладатели находки торжествовали, но тем более глубоким было их разочарование, когда в ящике оказался запас иголок для ремонта парусов.
Жаль, что испанские корабли не подходили к нашим берегам
На дне остается гораздо большее количество золота, чем то, которое пока удалось достать. Испанский галеон «Сан-Хосе», затонувший в 1708 г. у берегов Колумбии, хранит в своих трюмах больше сотни ящиков, набитых золотом и драгоценными камнями. Общий вес сокровища составляет 600 тонн, сегодняшняя стоимость – 5 миллиардов долларов. Колумбия, планируя подъем корабля, небезосновательно рассчитывает с его помощью поправить свое финансовое положение.