На страницах сайта DETALTORG уже неоднократно говорилось о том, что каталитические конвертеры, которые являются одной из основных частей выхлопной системы автомобиля, содержат драгоценные металлы: платину, палладий и родий. Про самый тугоплавкий из благородных веществ с кристаллической решеткой было написано много, а вот про палладий, который стал приобретать популярность всего последние лет 10, еще не было сказано ничего подробного.
Для того, чтобы получить палладий из отработавшего уже авто катализатора можно воспользоваться известными тремя способами, которые применимы и для платины. Это химический способ, который далеко не всегда гарантирует получение чистого металла, а скорее будет примесь с высоким содержанием искомого. Можно также воспользоваться электродуговой печью или же прибегнуть к гальваническому методу. Самый совершенный на данный момент процесс был разработан российским академиком Л. Водичкой и заключается он в том, что золу с палладием фторируют до при перманентным повышением температуры от 200 до 500 °С. При помощи этого процесса образуется фтористый палладий, который уже потом при более низких температурах, 90 – 100 °С, расщепляют на составляющие при помощи минеральной кислоты.
Эта технология сейчас максимально извлекает весь возможный палладий из автомобильного катализатора. Есть еще один способ, который позволяет в остатках углерода в катализаторе дополучить оставшийся палладий. Для этого понадобится водная суспензия, давление в 7,5 МПа и возможность нагреть водный раствор до 200 °С, после процесса окисления в водной фазе углерод отходит и образовавшиеся остатки можно сплавить с уже полученным металлом.
Промышленный способ добычи также выгоден и с его помощью не нужно озадачиваться дополнительно, чтобы получить более чистый сплав, но при этом для промышленных масштабов часто необходимы большие объемы для аффинажной переработки, так как ради малого количества ни одно производство работать не станет. Поэтому, в этом случае стоит задуматься в первую очередь о временных затратах на поиск и приобретение необходимого количества катализаторов. А если возможность все же появилась, то лучше воспользоваться промышленными возможностями, чем применять довольно рискованный химический для получения драгоценных металлов из отработавших свое деталей. В любом случае – решать лично каждому, но не стоит пренебрегать собственной безопасностью, в особенности, когда речь идет о кислотах и щелочах.