Краткая история происхождения и функционирования каталитического преобразователя.
Современная загазованность в пределах любого города значительно ухудшает условия окружающей среды, что рушит экосферу любого населенного пункта, где количество транспортных автомобильных средств больше, чем одна машина в сутки. Начиная с 1975 года, было придумано новшество, которое значительно снизило выбросы вредным веществ в атмосферу. Оно получило название «каталитический конвертер» или же «автомобильный катализатор», благодаря этому изобретению в выхлопной системе намного снизилась возможность выбросов в воздух вредных токсических веществ.
У каждой страны есть свои стандарты и законы, которые регулируют выбросы в атмосферу. В особенности это касается государств, где сильно заботятся об экологии, таких, как Скандинавия и стран, где есть мегаполисы.
Принцип работы каталитического преобразователя (это еще одно название устройства) заключается в том, чтобы преобразовать более тяжелые и токсичные газы в менее вредные перед тем, как они покинут «территорию» автомобиля, то есть будут выброшены в воздух. Еще в школьном курсе химии речь велась о том, что катализатор – это вещество, которое принимает участие в реакции, но при этом не является его составляющей и ускоряет процесс взаимодействия, то есть саму реакцию.
Сейчас машины научились сами контролировать топливо, которое сжигается для движения автомобиля. Уже удалось добиться того, чтобы машина могла понимать, что такое «воздух-топливо» в идеальной пропорции, которая не влияет на окружающую среду, такое сбалансированное соотношение называется стехиометрической точкой.
Сами каталитические конвертеры подразделяются на два типа – окислительные и восстанавливающие катализаторы.
Оба катализатора – это керамика, которая покрыта драгоценным металлом, чаще всего используют платину, палладий и родий. Именно эта часть каталитического преобразователя и интересует больше всего. Деталь из-за своих составляющих обладает высокой стоимостью, поэтому с недавнего времени стали использовать золото в их производстве, оно повышает степень окисления выхлопных газов на 40%, но его износостойкость, по сравнению с платиновой группой оставляет желать лучшего. Платиновые сплавы позволяют в несколько раз уменьшить выброс NOx, когда молекулы соединения сталкиваются с катализатором, то происходит расщепление вещества на кислород и азот, а это уже во много раз уменьшает вероятность выброса.
В последствии, автомобильные катализаторы, которые отслужили свой срок, перерабатывают для того, чтобы извлечь из них драгоценные компоненты.